пятница, 5 апреля 2013 г.

О «средиземноморском» хвате



Стырено))))

О «средиземноморском» хвате


Кратко об истории т.н. «средиземноморского хвата».

Во-первых, сам термин – грамотно задуманная мистификация и дезинформация. Не стрелял так никто в бассейне Средиземного моря. До распространения Олимпийского движения в 20 веке. Какие античные скульптуры ни возьми, там все лучники, если показаны в фазе изготовки к стрельбе, стреляют именно азиатским способом, большим пальцем. И греки. И римляне. И прочая, прочая. Не удивительно, ведь заселение западной окраины континента шло из Азии. Возьми хоть скандинавов с ихними Асами, Ванами, Асгардом и пр. Поэтому трудно найти в бассейне вышеупомянутого моря хоть кого-то, кто стрелял по-другому. Понятно, что целиться тогда еще не целились, прицелов еще не придумали (современные прицелы вообще появились после 60-х годов), поэтому стрелу класть с другой стороны лука было неразумно. Что ухудшалось в этом случае? Рисуем картину: ярмарка, тусня при дворе или еще какое событие в культурной жизни средневековья. Ранее – это все было ни к чему, а тут вроде как в самый раз. На кону отрез шелка или побрякушки для дамы сердца. Дама сердца повязывает шарф на луке воздыхателя, втыкает булавку – стоп! Вот и первый прицел. Теперь да, стрелу надо положить на указательный палец, чтобы булавку можно было совмещать с целью, крага тут в самый раз, поскольку при прицеливании, тетива должна пройти левее лука, то есть ближе к руке (левой) держащей лук (в данном случае), соответственно, травма неизбежна. Если отодвигать руку от тетивы, то надо либо сгибать руку в локте, либо в кисти, либо и там, и там. Это обуславливает слабый фунтаж лука и малые дистанции для целевой стрельбы. Значит что первое?
1. Искривление левой руки и, соответственно, слабый фунтаж лука. И крага.
Соответственно,
2. Давление лука падает не на кость руки, а на сустав большого пальца, опять-таки слабый фунтаж. Или пожизненная травма кисти.
Целясь, даже по вколотой булавке (что, конечно, требует больших и длительных экспериментов и тренировок, сам через это прошел, хе-хе), ты неизбежно приходишь к совмещению цели и кончика булавки, то есть получаем совершенно четкое современное спортивное прицеливание. Вот ключевое слово – спорт – именно спорт, удовольствие, развлечение. Так и пишут в интернет-магазинах «предназначено для развлекательной стрельбы». Вот это и было канонизировано Пьером де Кубертэном в начале возрождения Олимпийского движения. Но при этом, большая часть населения Земли знало о том, что мухи отдельно, а котлеты отдельно. Спорту – спортово, развлекухе – развлекательное. Очень многие произведения и художников, и кинематографистов, и скульпторов, и просто наглядных агитаторов всех времен и народов, изображало лучников с правильным положением стрел. Даже французы вплоть до конца 19 века помнили об этом. В коренных землях рода Валуа еще после Революции 93 года проводились мистерии лучников, с друидскими оттенками, но правильной стрельбой. Участвовали все жители – и крестьяне, и графья и священнослужители. Даже Нерваль об этом черкнул пару страниц.
В чем еще недостатки пикниковой стрельбы?
3. Лук недотягивается. Если целиться по прицелу, то стрела должна остановиться под подбородком, иначе прицел бесполезен. Если не целиться – то можно растянуть дальше, при этом, чтобы выстрелить «прямо», без поправок на отскок стрелы от периферии лука – необходимо руку с луком очень сильно заносить вправо, а правую со стрелой прижимать к себе, что искажает естественное положение скелета и опять-таки, не содействует стрельбе. То есть стрельба ведется не благодаря, а вопреки. Отсюда и синдром «борьбы с луком». Ведь держать его неудобно. Поэтому его надо победить, придушить, поломать (не в буквальном смысле).
4. Вырабатывается привычка стрелять «косвенно». То есть не прямо в цель, а в сторону, дабы отлет стрелы от лука, привел ее в цель. Тоже можно. И подавляющее большинство современников этим и занимается. И я этим занимался, еще относительно недавно, каюсь.
5. Общее искажение скелета и неравномерное распределение нагрузки. Обычно сказывается к старости.
6. Замедление цикла отработки выстрела. Правильно. Спешить же на стрельбище некуда.
Это вкратце о недостатках. Там еще больше можно перечислить. Но это ни к чему. Понятно, что так себе методика, годится лишь для спорта больших достижений, когда все эти искажения окупаются призами и медалями.
О своей мотивации в этой теме. Стрелял я как все, как в кино показывали, как спортсмены и тренера учили. По-спортивному. И критиковал скульпторов прошлого, и художников Ренессанса, за то, что не знают с какой стороны стрела должна лежать. Отец тоже показывал мне как его учили стрелять в детстве, но был мною осмеян и подвергнут нелицеприятному осуждению: ну кто же стрелу на большой палец ставит, да еще и тетиву большим пальцем тянет? А? Ну кто?
И еще даже в прошлом десятилетии я не помышлял о другом. Правда, на пенсии больше времени стало свободного, появились возможности. И тут я поставил себе задачу – выяснить, для себя лично, как же все-таки стреляли в старину. Без скидок на удобство привычной стрельбы по-спортивному. Начать с белого листа, как будто первый раз лук и стрелу увидел. Вот так и дошел до такой жизни. Сначала было тяжело, помочь никто не мог, так как знаний этих уже ни у кого не было. Отдельные крупицы были разбросаны по разным источникам – заставил себя собрать их в одно место и провести анализ того, что доступно, с экстраполяцией того, что не отображено в источниках или недостоверно проверяется. Эта выжимка в моем «Наставлении…»
Теперь проще. Если приходит охота – стреляю по-спортивному. Но обычно не приходит. Когда научишься стрелять нормально, то по-другому уже не хочется. Несколько раз пробовал стрелять с прицелом. Но через пару выстрелов поймал себя на том, что прицелом уже не пользуюсь. И плюнул на это дело. Прицелы так и валяются в ящиках с хламом.

Тремя пальцами можно тянуть и по-евразийски, когда все пальцы под стрелой. Но если тянуть как на туманном Альбионе, то тут надо понимать, что третий палец у них всегда был факультативным, чаще не использовался, о чем свидетельствует знак “V”, изображаемый указательным и средним пальцем, без участия безымянного. Токсофилус описывает разновидность удержания тетивы тремя пальцами, как вариант, а не как догму. И в перчатку вшивается валик для раздвижения двух пальцев – указательного и среднего, несмотря на то, что средний назван ленивым «увальнем». Аскэм нигде не описывает детально расположения стрелы на луке: слева или справа. Правильно, ведь это было естественно. В его время все знали, как стреляли представители классической стрельбы из лука – античные греки и римляне, да и их Боги. Стрела была справа. О чем тут писать? Все равно, если вместо совета «сесть на троллейбус» заняться подробным описанием внешнего вида троллейбуса, его токосъемников, проводов и то, как в него сесть, отнюдь не «на» него, а в него, в двери зайти, и там уж, если повезет, сесть на сиденье. Вот пример из другого автора: But if the ancient Greek bow had little resemblance to that common to the northern nations of Europe, their mode of shooting was equally dissimilar. Like the modern Turks, Persians, Tartars, and many other Orientals, they drew the bowstring with the thumb, the arrow being retained in its place by the forefinger. Many sculptures extant in public and private collections, especially those splendid casts from the island of Egina, now in the Bristol Philosophical and Literary Institution, represent several archers drawing the bowstring as I have described.
Вот если бы манера стрельбы отличалась, то тогда да, обязательно описал бы оригинальное расположение стрелы на указательном пальце.
Есть и репродукции картин, где англиманы стреляют стрелой, лежащей на большом пальце. Тут вся разница – что поджимается стрела к луку средним пальцем, а тетива тянется указательным в большей степени. Да и удобней стрелу класть – чисто сбоку, без всяких просовываний и наклонов лука вбок.
Согласен, что никто никогда не устанавливал догму – так и никак иначе. Суть не в этом. Кто любит стрелять по-спортивному, или по разновидностям спортивной стрельбы – тот так и стреляет. А кому интересно, как стреляли в рамках Великого Искусства – то милости прошу к огоньку, чаю на всех хватит. Опыт, теперь уже мой, личный, показывает, что приобщившись к Великому Искусству, по-другому уж, и стрелять-то не хочется. Хотя, если появится охота – так и стреляй себе, как приспичило.

Комментариев нет:

Отправить комментарий