среда, 11 июля 2012 г.


Делаем пятку для стрелы


простая пятка
   Условно пятки можно разделить на три вида: простой, спортивный, «непрофессионально-игровой».
    Простой – делаем в стреле пропил обычной ножовкой вот таким вот образом так, чтоб пропил шел в торце древка поперек годичных слоев древесины. Растачиваем надфилем и далее все скругляем мелкой шкуркой. У меня, для наглядности, нарисованы острые кромки. Они должны быть все скруглены, иначе хвостовик будет рвать тетиву.
пятка с канавками для пальцев
Непрофессионально-игровой: это «простой», но там еще сделаны полукруглым напильником канавки для удерживания стрелы, чтоб пальцы не соскальзывали с нее так просто!
Спортивная пятка

Спортивный: делаем лопаточку толщиной около 4-5 мм и длинной – 2 см. После этого в лопатке делаем пропил. Такие стрелы  удобно, еще в момент поднесения к тетиве лука, на ощупь ставить «правильно» и быстро. 
    Для быстрого и качественного изготовления хвостовика можно использовать угловую шлифовальную машину (болгарку).
делаем площадку
1. Лопаточку делаем прижимая конец древка (около 2 см) к боковой поверхности диска. Красной стрелкой показано направление усилия. Само древко при этом лучше опереть на кожух болгарки.
Делаем пропил для тетивы
2. Ширина диска болгарки составляет около 2,5 мм — этого вполне достаточно для ширины пропила. Опирая на кожух древко, делаем пропил торцевой поверхностью диска.
закругляем конец пятки
3. Для удобства накладывания на тетиву делаем разводку концов пропила под углом 45°, прижимая древко к боковой поверхности диска.
скругляем все углы
4. Для того, чтобы давление от тетивы во время выстрела равномерно распределялось на хвостовик, его следует немного скруглить надфилем. А для того чтобы хвостовик не рвал тетиву, необходимо сгладить все острые кромки мелкой шкуркой.

СПОСОБЫ СТРЕЛЬБЫ ИЗ ЛУКА ЧЖЭННАНЯ


 Учитель Ван Чжэннань  обладал выдающимся искусством, называемым “мастерство стрельбы из лука”. Услышав имя Учителя, я взял с собой немного еды и направился к Драгоценной Хоругви, упорно стремясь к знаниям. Учитель очень любил и берег это искусство, передать его было очень трудно для этого человека, однако он с радостью принял меня.
Его способы стрельбы:
«Сила натяжения лука соответствует силе лучника, а спайн стрелы соответствует весу (силе натяжения) лука. //по силе подбирай лук, по силе изготавливай стрелу//. Это очень важно. Поэтому, если процитировать Суньцзы, «если стрела не подобрана правильно по спайну к луку, то даже (легендарный лучник) И не сможет поразить цель.» Мэнцзы говорит: «когда И учил стрельбе из лука, он настаивал, чтоб студенты полностью натягивали свои луки.» Наши студенты также должны полностью натягивать лук. Самыми важными умениями лучника являются «хват лука (и стрелы), концентрация и твердая стойка». Концентрация означает незначительное внимание [к вашей стрельбе]; «твердая стойка» относится к крепкому хвату лука. Удар тетивы по рукаву почти всегда происходит из-за недостаточно постоянного хвата лука. Виляние стрелы и недостаток силы всегда происходит из-за того, что наконечник не коснулся пальца. В наставлении Ванцзюя сказано: «если наконечник не коснулся пальца, нет возможности поразить цель; если палец не ощущает наконечник, это все равно что быть слепым». «Палец» здесь означает последнюю фалангу среднего пальца руки, удерживающей лук. «Палец, ощущающий наконечник» означает ощущение наконечника на суставе среднего пальца — без использования глаз. Вы не можете полностью натянуть лук, если кончик вашего пальца не ощутит наконечник. Вы должны сделать это с каждой стрелой, прежде чем вы сможете говорить о стрельбе.
«Концентрация» означает концентрацию во время между достижением полного натяжения и выпуском стрелы. В наши дни лучники начинают процесс концентрации как только они дотянули стрелу далее двух третей пути назад. Что хорошего в этом? А что касается «концентрации», то большинство людей думают лишь о концентрации на цели. Они не понимают, что концентрация на цели лишь вторична относительно вопроса концентрации на том, как вы собираетесь его поразить. Смысл в том, что в момент достижения полного натяжения лука, ваше внимание растянуто полностью, ваши руки и ноги больше не испытывают напряжения. Если выпуск стрелы осуществляется без предварительной медитации, то пойдет ли стрела прямо, и попадет ли она в цель, никак не определяется вашим сознанием. Вы должны углубить эту концентрацию, открыть ваш разум, а ваши руки и ноги должны быть твердыми, но расслабленными. После этого выпускается стрела, и нет причины, по которой она не полетит прямо и не поразит цель.
Слово «концентрация» в наставлении Ванцзюя имеет то же значение, что и «медитация» в книге «Великое учение»: «Он медитирует над этим и после этого он может достичь это». Когда благородный человек стремится к достижению полного совершенства, он знает, в этот момент, что он должен был достичь эту стадию (совершенства) и решает достичь это, затем становится спокойным, затем умиротворенным. И он должен быть способен размышлять над этими качествами, прежде чем сможет полностью достичь свою цель. Если благородный человек занимается стрельбой из лука, дошел до момента полного натяжения лука, и в момент перед выпуском стрелы он должен концентрироваться на своей стойке, а затем у него будет уверенность в том, что он поразит цель. Вы должны знать, что стоит за концепцией «медитации» [в книге «Великое учение»], должны полностью погрузиться в это и тогда добьетесь успеха.
Вы держите лук большим пальцем, опирающимся на средний палец: это величайшая из старых уловок стрелка. Никогда не пренебрегай ею. Стреляя с коня, всегда отпускай стрелу [по меньшей мере] достигнув 90% полного натяжения: не забывай! Трудно поразить цель, если лук натянут на 70 или 80%. Что касается стрельбы с коня, всегда необходимо брать две стрелы, прижимайте одну плотно к рукояти лука, устанавливая другую на тетиву когда это удобно. Засовывать стрелы за ворот или за пояс — ни один из этих способов не является удобным. Всегда делай так, как я сказал.
Всегда, когда стреляешь, лучше, чтобы стрела летела выше и прошла над целью. Следи за тем, чтобы она не пошла низко и не получился недолет. Все делают эту ошибку. Не забудь! Когда ты стреляешь на экзамене, ты должен оставаться хладнокровным. Никогда не допускай в свой разум даже мысль о промахе. Продолжай так, как будто экзаменатор не наблюдает за тобой, будь таким же, как и на своих ежедневных тренировках: одна стрела – прекрасно и медленно – почувствуй наконечник стрелы своим пальцем – следующая стрела – концентрируйся на каждой стреле – следующая стрела: как ты можешь не попасть в цель? Чтобы у тебя появилась заранее эта уверенность в том, что ты поразишь цель, ты должен быть всегда расслаблен и должен все делать в своем темпе. Эта уверенность может появиться лишь при отсутствии нервозности или спешки. Если ты торопишься или нервничаешь, и ты все равно попал в цель, это лишь удачный выстрел (в смысле повезло).
Если после первых пяти выстрелов ты так и не попал в цель, ты должен все равно чувствовать себя свободно, сохраняя концентрацию. Ни в коем случае нельзя торопиться, если ты еще не попал в цель. Если ты ускоришь свои движения, то и выстрелы с шестого по девятый не принесут успеха.
http://www.archman.ru

Конный русский лучник. XIII век


 Древние славяне на заре своей истории сражались в основном пешими. Древнерусское государство в войнах с Византией (X век) конницы еще не знает. Феодализация общества и войска приводит к ее появлению в конце X века. Возникновению конницы способствует и непрерывная война со степью — печенегами, торками, половцами. Выстоять против кочевников, не располагая кавалерией, было невозможно.
К XII веку русская конница складывается в значительную силу, останавливает и отбивает натиск кочевых народов на рубежи Киевского государства.
Конное войско состояло из тяжеловооруженных всадников — копейщиков и легкой кавалерии — лучников.
Копейщики — сила специально созданная для нападения и завязки решительного сражения. Таранное действие «копейного» удара при сшибке с врагом нередко предопределяло исход битвы.
Назначение лучников было иным. Они выполняли «разведку боем», прощупывали силы противника, заманивали его ложным бегством, несли службу охраны. Главное оружие лучника — лук и стрелы — дополнялись топором, кистенем, булавой, щитом или металлическим доспехом, разновидностью которого мог быть пластинчатый панцирь, прототип позднейшего бахтерца.
В состав лучников, в основном, входила «молодь», то есть младшие по положению члены дружины.
http://walker30.narod.ru

Как тренировали английских лучников?


В средневековой Англии подготовка одного лучника длилась 10-15 лет до того, как его первый раз пускали в бой. Мальчиков начинали учить с 10 лет, учили отцы или учителя, которым отдавали детишек с окружающих сел.
Тренировки длились по нескольку часов ежедневно.Поначалу ребятам даже не давали лук и те просто стояли часами, держа в вытянутой руке тяжелый камень, вес которого постепенно увеличивался. Целью было выработать «железное плечо» – способность часами держать лук в вытянутой руке без малейших признаков дрожи.
После 10-15 лет каждодневных тренировок средний английский лучник был способен за 1 минуту выпустить 7-12 стрел, попадая каждой из них в небольшую мишень на расстоянии 200 метров. С расстояния в 150-200 шагов практически каждый английский лучник был способен попасть в забрало рыцарского шлема.
На меньших дистанциях целиться в забрало даже не имело смысла — мощь английского боевого лука была достаточной, чтобы с такого расстояния пробить броню рыцаря в любом месте.
Кроме прицельной стрельбы «прямой наводкой» в программу обучения английского лучника входила также прицельная стрельба навесом. Английский лучник мог, пустив стрелу навесом через крону высокого дерева, попасть на расстоянии 100-200 метров за деревом в метровый круг!
И это только средние данные — а ведь были еще и исключительные стрелки! Поэтому, десяток английских лучников с соответствующим запасом стрел по «огневой мощи» мог соперничать с сотней континентальных стрелков.
http://londonmania.ru

«Железные волки» с таёжных проток


Если от алтайских предгорий двигаться на север, куда стремятся воды всех великих сибирских рек, оставив позади степную Кулунду и Барабинскую лесостепь с её болотами и озерами, то очень скоро все чаще встречающиеся густые колки сольются в сплошную стену знаменитой сибирской тайги, уходящую почти на тысячу километров к студёному океану. Мощный подлесок здесь тесно оплетает стволы берёз, все ближе подступают болота, оставляя сухие места лишь на крутых останцах, островах, да вдоль русел рек. Участки чахлой растительности перемежаются с массивами хвойного леса. Высокий кочкарник пружинит под  ногами, путь перерезают глухие промоины, затянутые ржавой водой, и замшелые завалы. Впереди  Васюганье — крупнейшая в Евразии болотная система. Дальше пути нет, только на лодке по извилистым таёжным речкам, либо, когда выпадет снег, по зимнику — узенькой дорожке, пробитой санями. В этих местах в густом кустарнике можно увидеть заблудившуюся полярную сову, а на полосе влажной береговой глины — следы бобра, выдры, северного оленя или глубокий отпечаток пятки бурого медведя.
Лук был основным оружием населения таёжной полосы. В отличие от образцов, распространённых в кочевой среде, таёжники метательное оружие целиком делали из дерева. Местные луки были значительных размеров. Длина кибити со снятой тетивой достигала 2 метров. Встречались изделия и меньших размеров в пределах 140 сантиметров.
Процесс изготовления подобного оружия подробно описан этнографами в конце XIX — начале XX века. Согласно этим описаниям, на нижнюю планку шла специально подобранная древесина тонкоствольной сосны или ели, а на верхнюю — берёза. Вся древесина подбиралась исключительно прямослойная и без сучков. Особые требования предъявлялись сосне — использовали только дерево, выросшее на опушке леса или на склоне оврага, обращенном к югу. Древесина такого дерева, постоянно находившегося на солнце, называлась «креневой» (или «кремлевой»). Она отличалась повышенной прочностью, потому что под тёплыми солнечными лучами хорошо пропитывалась смолой. Это имело большое значение. Внешняя и внутренняя стороны лука испытывают разные нагрузки. На внешнюю действуют силы растяжения, на внутреннюю — сжатия. Берёза, как очень пластичный материал, лучше работает снаружи, жёсткая и хрупкая сосна прекрасно сопротивляется сжатию.
Из подходящего дерева вырубались заготовки до 2 метров длиной и 2—5 сантиметров толщиной. Концы лука делались из черёмухи. После просушки (в течение 3 дней) из болванки выстругивались основные детали, особо тщательно обрабатывались плоскости будущей клейки. Той части черёмухового конца, которую предлагалось поместить между плашками кибити, придавалась форма клина. После этого на специальном гибале (гибалом называлась доска с рядами просверленных дырок, куда вставлялось несколько небольших деревянных стержней) выгибалась кремлевая часть будущего лука.
Клеем, сваренным из чешуи, жаберных крышек, плавиков, кишок и воздушных пузырей рыб, все детали лука среплялись между собой и стягивались саргой — тонким кедровым корнем. Для оклейки лука использовались вываренные внутренние слои бересты; в мокром состоянии их наклеивали на кибить со стороны спинки, образуя многослойное покрытие. Все стыковочные швы располагались изнутри, со стороны тетивы. Такая обработка была вызвана необходимостью защитить оружие от воздействия атмосферной влаги, при неправильном изготовлении способной существенно снизить (вплоть до полной потери) упругость лука. С другой стороны, берестяное покрытие предотвращало и чрезмерное высыхание древесины, делающее ее хрупкой. Наконец, ещё влажный лук заворачивали в тонкие деревянные стружки и сушили. Цельнодеревянный лук был достаточно мощным оружием, и стрелой, выпущенной из него, можно было, по свидетельству Григория Новицкого (автора «Краткого описания о народе остяцком…» начала XVIII века, первого этнографического исследования культуры и быта обских угров), «…и наикрепчайших зверев: медведя, лосей, оленей убивать».
Изготовление лука
Гибало для обработки кибити лука. Это приспособление применялось так:
на стержни, помещенные внизу, опиралась центральная часть заготовки кибити (будущая рукоять). Концы ее отжимались кверху, и под них в соответствующие отверстия вставлялись другие стержни. Через некоторое время планку снимали, разогревали над огнём, пропитывали смолами и вновь изгибали — на этот раз концы ей приподнимали чуть выше и опирали на колышки, вставленные в следующие отверстия. И так до тех пор, пока основа лука не приобретала необходимуюформу. Выгиб делался в противоположную от тетивы сторону.
 Деревянный врезной конец лука. Прежде места соединения таких деталей с кибитью укреплялись с боков роговыми фиксирующими накладками. Теперь рационально продуманное ступенчатое сочленение позволяет избежать столь громоздкой конструкции. Дополнительная обмотка приострённого окончания не дает самому концу лука провернуться и отделиться от кибити при натяжении тетивы.  
Изготовление оперенья для стрелы
Изготовление оперения начиналось с того, что стержень пера разделялся на части. Затем с них сдиралось опахало вместе с тонкой полоской корешка. Полученные «флажки» наклеивались на древко так, чтобы изгиб пера был направлен в одну сторону (г). Древко стрелы под самым ушком плотно обматывалось тонкой нитью, которая не только зажимала кончики «флажка», но и предохраняла древко от разрушения ударами тетивы (а, б). Трещина от таких ударов хорошо заметна у древка без оперения и обмотки (в).  г — схема изготовления оперения.
Наконечники стрел
Во второй половине 1-го тыс. у таёжников (как и во всем тюркском мире) были популярны трёхлопастные проникатели среди которых все еще встречаются ярусные. По сравнению с образцами гунно-сарматского времени, они гораздо больших размеров. Ближе к концу 1-го тыс. распространяются трёхгранно-трехлопастные наконечники с массивным острием и маленькими лопастями — в первые века 2-го тыс. они быстро вытесняются плоскими аналогами. В монгольское время наконечники с лопастями — скорее, редкое исключение, нежели черта эпохи. Елыкаевский клад. Кемеровская область. 
Тетива сплеталась из крапивного волокна и была на 25—30 см короче кибити. Несколько раз вымоченную в воде и вытянутую тетиву после сушки промазывали рыбьим клеем. Делали ее также из жильных нитей: их сначала попарно сплетали в шнуры, а затем скручивали. Тетиву тщательно полировали и уплотняли, несколько раз протягивая сквозь маленькое отверстие в деревянной чурке, потом на ее концах завязывали ушки и набрасывали на концы лука. Иногда готовую тетиву обматывали тонким ремешком или оклеивали берестой.
Остяцкий героический эпос, зарождение которого исследователи относят к концу 1-го тысячелетия, донес до нас живое и образное описание такого лука, последовательно перечисляя его составляющие: кремлевое дерево, «дубравные» березы, береста, клей, крапивная и шёлковая нить для тетивы. Как видно, здесь ни о каких костяных усиливающих деталях, подобных тем, что были у луков степных народов, речь не идет. И не потому, что таёжные аборигены не знали подобных конструкций. В археологических памятниках, относящихся к их культуре, изредка встречаются роговые концевые и срединные накладки. Просто местные изделия больше соответствовали таёжному климату.
Согласно сведениям средневековых арабских трактатов о лучной стрельбе, в районах с резкими температурными колебаниями получили распространение луки с широкими плечами и минимумом накладок, то есть практически цельно-деревянные. Таежная полоса Сибири с ее ярко выраженным континентальным климатом была таким районом. Ведь прочно склеить детали из разнородных материалов (даже особо качественным рыбьим клеем) всегда было делом нелёгким: дерево и рог по-разному реагируют на перепады температуры и влажности, по-разному меняются и их размеры под воздействием этих факторов.

http://history.novosibdom.ru

Стрелы и лук из раскопок в Хедебю.


В ходе раскопок датского памятника «эпохи викингов» Хедебю были найдены целый и фрагментов шести луков, а также многочисленные наконечники стрел.
Целый лук и фрагменты пяти луков изготовлены из тиса, один обломок принадлежал луку, изготовленному из вяза.
Целый лук имел следующие размеры — длина 191 см, поперечник 4.0х3.3см. Из-за сокращения мягкой оболони на передней стороне дуга теперь изогнута в направлении выстрела. В противоположность распространенным сегодня формам спортивных луков концы дуги из Хайтабу слегка изогнуты назад: вверху примерно на9 см, внизу на7 см. D-образные концевые поверхности размером 3.0х2.3см вверху и 2.8х1.8см внизу слегка отклоняются к середине дуги. На обоих концах видны слабые следы обтесывания. В 7см от верхнего края имеется плоская прямоугольная зарубка для тетивы глубиной 4мм. На 17см ниже конца дуги на середине передней стороны застрял железный гвоздь с круглой шляпкой, согласно рентгеновским исследованиям он вошел в оболонь на глубину0.7 см. Судя по его положению, он мог служить упором для тетивы лука (когда тетива спущена). Лук изготовлен из очень тонкого тисового ствола, который у корня имел диаметр примерно 5-6 см. Сердцевина проходит по всей длине внутри дуги. Дуга была ориентирована таким образом, что ее верхний конец был в направлении корня. Задняя сторона дуги отшлифована безупречно гладко. На передней стороне, наоборот, видны выпуклости и выступы, оставшиеся почти без изменений. Эстетический аспект уступил место соображениям функциональности. Выступы на дереве ни в коей мере не влияют на работоспособность дуги. С передней стороны всего лишь убрали кору и отшлифовали оболонь. Выступы на дереве немного закруглены путем шлифования.
Помимо луков при раскопках в Хедебю найдено 102 типологически определимых наконечника стрел. Все они укладываются в типологию, разработанную для скандинавских наконечников Э.Вегре.
На некоторых наконечниках стрел сохранились фрагменты древка стрелы, изготовленного из берёзы. Диаметр древка около наконечника составлял 0,8-0,9 см. Некоторые древки в районе крепления наконечника были снабжены тройной обмоткой из латунной или медной проволоки.
Кроме фрагментов древок стрел, сохранившихся на наконечниках, найден отдельный фрагмент древка, изготовленного из сосны.
 Следует отметить и найденные в одном из погребений Хедебю девять латунных «пяток» от стрелы. Их диаметр 0.8-1.0 см, глубина выреза под тетиву – 0.4 см, ширина — 0.4 см. Длина шипа для крепления «пятки» в древке – 1.0 – 1.1 см.

Лук-копье


 В эпоху феодальной раздробленности внутри Японии велись бесчисленные войны. Численность самурайского сословия была ограничена и поэтому в армию стали набирать простолюдинов. Появился новый вид воинов- асикару – легко одоспешенный воин с копьем, но для ведения маневренного боя необходимо было стрелковое вооружение, поэтому как гибрид появился Юми-яри(яри-копье) – это лук снабженный копейными наконечниками, которыми можно было нанести удар в близком бою и стрелять при удалении от противника. В Японии и по сей день сохранилась школа Кю-дзюцу, где стрельба ведется с приближением к мишени и заканчивается копейным ударом.

Наука побеждать


 На востоке искателям Истины принято ходить по всей стране и бросать вызов известным мастерам. Это не враждебный вызов, а дружеский. Например, когда Шанкара начал беседовать с Мандалом Мишрой, он прикоснулся к его ногам и попросил его благословения на то, чтобы победила Истина. Когда Шанкара нанёс поражение Мандалу Мишре, тот немедленно встал, прикоснулся к его ногам и попросил посвятить его.
В индийской философии есть знаменитое изречение: «Истина должна победить; не имеет значения, кто проиграл».
Эта традиция перешла в Китай, Японию и другие страны. И теперь, когда мы видим двух японских борцов, перед началом поединка они кланяются друг другу с огромным уважением. Нет места враждебности.
Если проявится личная неприязнь, то поражение предопределено.
В традиции восточных единоборств выигрывает не личность, а искусство. Как в философии побеждает истина, так здесь побеждает искусство. Если нет эго, то вы не можете проиграть. Если вас там нет, если вы полностью отсутствуете, тогда никакой меч не поразит вас. Даже на одно мгновение боец не должен подумать о себе, о своей личной победе, поскольку это мгновение обернётся поражением.
То же самое относится и ко всем аспектам человеческой деятельности. Такова наука побеждать!
Немецкий профессор Герригель учился в Японии стрельбе из лука. Он был лучшим лучником в своей стране. Но в Японии стрельба из лука это не просто спорт, это — искусство, это — медитация.
Иностранец был растерян, поскольку в его представлении, если вы всегда попадаете в яблочко, вы — великий лучник. А он всегда попадал в цель.
Но его Мастер говорил:
— Нет, главное неверно! Нас не интересует мишень; для нас не главное попадать в цель; лучник должен сосредоточиться на себе. Ты не должен ничего делать, ты должен позволить стреле двигаться самой. Ты должен создать условия, а затем ждать и позволить этому случиться.
Для европейского ума это было совершенно непостижимо. Как это может случиться, если вы не натягиваете лук, если вы ничего не делаете? Как же это может случиться само собой? И даже если это может случиться, то как стрела попадёт в цель?
Мастер много раз повторял:
— Забудь о цели. Даже если ты промахнёшься, неважно. Сначала ты должен привести в порядок себя.
Герригель сказал:
— Что я могу ещё сделать? Я был лучшим лучником в своей стране, три года я потерял здесь, обучаясь. Я не могу понять, что вы от меня требуете. Завтра я уезжаю.
Мастер ответил:
— Жаль, но прежде, чем уехать, завтра зайди ко мне. Выпьем чаю и попрощаемся.
На следующий день он пришёл попрощаться. Мастер занимался с учеником. Отрешённый, Герригель сел на скамейку и стал наблюдать. Впервые это было не его заботой. Он сидел расслабленно, не думая больше, как позволить этому случиться?
Утреннее солнце приятно ласкало. Он сидел в саду у Мастера, наблюдая, как ученики должны позволить стреле двигаться к цели: они не принуждают её, а просто позволяют ей лететь.
Мастер взял лук. В Герригеле не было напряжения, поскольку это не интересовало его, ведь он уезжал, поэтому он смог увидеть более ясно, что Мастер стоял совершенно расслабленным. Когда стрела покидала лук, он видел его руки — в них не было напряжения. Чистое изящество. Он посмотрел на лицо Мастера и залюбовался. Совершенно неожиданно он понял, что значит «позволить этому случиться».
Герригель встал, взял из рук Мастера лук и стрелу. Мастер будто ожидал этого и даже не спросил, что тот делает. Он поднял лук и, ничуть не заботясь о цели, очень расслабленно и изящно пустил стрелу… Это случилось! Он попал в цель!
Мастер сказал:
— Великолепно, у тебя получилось. Ты не делал этого, ты позволил этому случиться.
Герригель записал в своём дневнике: «Разница была огромна. Если бы я уехал на день раньше, я бы не узнал красоты этого! Мастер три года неустанно говорил мне об этом. Я уставал; но он не уставал никогда — каждый день одно и то же. Но в этом была моя ошибка. Я был напряжён, и все мои усилия были направлены на то, чтобы поразить цель, а он заботился только о том, чтобы я был изящным и естественным. Я был его целью».
Мастер был счастлив:
— Наконец, через три года тебе удалось сделать это.
Герригель ответил:
— Я ничего не старался делать. Я просто смотрел на вас. Вы учили меня каждый день. Я думал умом: «Как?» Но это не вопрос ума. Сегодня во мне не было беспокойства, ум безмолвствовал. И я впервые увидел вас — это прекрасно!

Интересные факты о стрельбе из лука


  1. Лук применялся почти всеми племенами и народами кроме австралийцев.
  2. Лук является первым механическим устройством, придуманным человеком.
  3. Считается, что лук появился 30-40 тысяч лет назад.
  4. Согласно Геродоту Геракл завещал власть над Скифией тому из своих сыновей, кто натянет его лук.
  5. В правление сегунов конная езда и владение луком были разрешены только даймё и самым высокородным самураям.
  6. Король Англии Генрих VIII пытаясь сберечь и улучшить традиционные навыки стрельбы из луков предписывал мужчинам «призывных» возрастов иметь лук и упражняться с ним каждое воскресенье после утренней службы в церкви.
  7. Для древних японцев слово «война» и «лук со стрелами» (юми-я) являлись почти синонимами. Хатимана, бога войны, люди называли юми-я но хатиман; левая рука получила название юндэ (юми-но тэ или «рука, держащая лук»), которое сохранилось за ней до сих пор, а общим термином, означающим понятие «солдат», является «владелец лука».
  8. Знаменитым обычаем было встречать появление каждого младенца в императорской семье звоном тетивы, который считался благоприятным для новорожденного.
  9. Атаки лучников-всадников на лошадях и верблюдах остановили продвижение Александра Македонского в Среднюю Азию. «Они кружили вокруг день и ночь, осыпая войско Александра дождём стрел, но не вступая в бой.»
  10. Робин Гуд — герой средневековых английских народных баллад конца XII — XIII вв. Его лесная армия насчитывает несколько десятков вольных стрелков — отличных лучников.
  11. В Британской Королевской гвардии до наших дней существует бригада шотландских лучников.
  12. В 1792 году на соревнованиях между стрелками из лука и мушкетерами со 100 ярдов в мишенях после 20 выстрелов нашли 16 стрел и 12 пуль.
  13. Сначала луки и стрелы изготавливали из дерева, позже из дерева, кости и метала, сегодня используют ценные породы древесины, супер легкие, прочные и эластичные металлические сплавы, полимеры, а также применяются высокие технологии и высокоточное компьютеризированное оборудование.
  14. Во время войны во Вьетнаме с помощью лука и стрел был сбит американский вертолет.
  15. Средневековые лучники со 120 шагов, в минуту выстреливали и попадали в цель 12 стрел.
  16. Выпущенная из лука стрела летит со скоростью 300 км/ч.
  17. Стрельба из лука — единственный олимпийский вид спорта, где инвалиды имеют такие же права и возможности и могут стрелять в общем зачете.

Вильгельм Телль-швейцарский Робин Гуд…был ли он на самом деле?


На протяжении веков считалось, что Вильгельм Телль — реальный персонаж, житель Швейцарии, искусный стрелок из лука. Образ Телля можно соотнести с образом Робин Гуда у англичан. В начале XIV века он возглавил войну крестьян за независимость страны. Образ Телля-освободителя утвердился в сознании людей благодаря драме Шиллера «Вильгельм Телль», которую он написал в 1804 году и которая с успехом шла на сценах многих театров Германии. Однако исследования новейшего времени определили, что это фигура вымышленная.
О легендарном швейцарском герое Шиллеру рассказал Гёте, который во время поездки по Швейцарии слышал разные сказы и собирался написать на эту тему эпос, но потом отказался от задумки. Шиллеру идея о свободолюбивом и мужественном человеке, охотнике, жившем в горах, понравилась, и он стал собирать материал, знакомиться с хрониками XIV века, изучать историю Швейцарии. Из-под его пера родилась настоящая сага — драматическое произведение со многими действующими лицами, где главными персонажами были Вильгельм Телль и его противник, австрийский наместник Геслер, олицетворявший собой власть австрийцев-завоевателей.
Премьера пьесы в 1804 году в Веймарском театре имела неожиданный успех. Ее главная идея — борьба за свободу против поработителей — очень понравилась публике. Пьеса начала свое триумфальное шествие по театрам Германии, а драму со временем стали считать былью. Никто не оспаривал того факта, что в начале XIV века в Швейцарии жил удивительно меткий стрелок, который возглавил борьбу швейцарцев против гнета австрийцев. Все полагались на скрупулезные изыскания такого литературного авторитета, каким был Шиллер. Дух свободолюбия, борьбы против произвола и насилия в пьесе выражен очень зримо, все это заслонило собой реальные исторические события.
В пьесе Шиллера говорится, что на базарной площади Альтдорфа, где продавались изделия ремесленников — посуда, сбруя, ножи, оружие — наместник Герман Геслер, присланный из Вены, установил шест, на который водрузил австрийскую шляпу, олицетворявшую власть, и приказал всем жителям кланяться ей. Это было неслыханным унижением. Молодой крестьянин Телль, известный как отличный стрелок, не стал кланяться шляпе. Такое непослушание грозило суровым наказанием, вплоть до смерти. В этот момент на площади появился сам наместник. Ему доложили о дерзком поступке стрелка. Телля схватили.
— Ты, говорят, искусный стрелок? — спросил наместник.
— Не буду хвастать, но в ста шагах сбиваю яблоко с дерева,— ответил Телль.
— С яблони? Ты собьешь яблоко с головы своего сына! Иначе не уцелеть твоей собственной голове.
Отмерили сто шагов, положили на голову мальчику яблоко. Телль снял с плеча арбалет, достал из колчана две стрелы. Выстрелил и попал в яблоко!
— А зачем ты приготовил вторую стрелу? — спросил наместник.
Вильгельм Телль ответил: «Если бы рука моя дрогнула и я попал в своего сына, то второй стрелой поразил бы тебя. И в этом случае, будь уверен, не промахнулся бы! А теперь отпусти меня, как обещал».
Ландфохт не исполнил клятвы. Он сказал: «Ты — опасный бунтовщик. Я заточу тебя в замке Кюсонахт до конца твоих дней».
Чтобы попасть в замок Кюсонахт, нужно было переправиться через озеро. Вильгельма Телля, закованного в цепи, посадили в лодку. Геслер решил сам сопроводить узника к месту заточения.
Когда лодка была уже далеко от берега, поднялся сильный ветер, налетел ураган и разразилась буря. Лодку швыряло с волны на волну, гребцы не справлялись с веслами.
Один из гребцов сказал Геслеру: «Нам нужна еще одна пара рук. Пусть узник тоже сядет за весла».
Перепуганный ландфохт приказал снять с Вильгельма Телля оковы и закричал: «Греби, что есть силы! Спасай меня и себя!»И вот, среди плеска волн и завывания ветра, лодка достигла берега. Геслер не сразу пришел в себя после пережитого страха. Вильгельм Телль, воспользовавшись этим, выпрыгнул из лодки и бросился бежать по узкой тропинке, ведущей в горы.
Ландфохт вскочил, выкрикивая проклятья и грозя кулаком, но ярость его была бессильна — Вильгельм Телль скрылся, родные горы спрятали его.
Вскоре он раздобыл лук и стрелы, подстерег Геслера на обрывистой горной дороге и метким выстрелом поразил его в сердце.
Этот выстрел символизировал борьбу за независимость Швейцарии и якобы стал сигналом к восстанию вольных горцев против австрийских Габсбургов.
В 1315 году в битве при Моргартене повстанцы разбили австрийские войска и навсегда изгнали врагов из Швейцарии. По преданию, в этой битве принимал участие и Вильгельм Телль.
Сюжет этой драматической и воинственной истории настолько утвердился в сознании немцев, что ни у кого не появилось сомнения в ее подлинности, в существовании такого борца за свободу. А между тем Вильгельм Телль — образ собирательный. Шиллер изучил много хроник. Так, в одной из баллад 1477 года говорилось о метком стрелке, который из лука поразил стрелой яблоко, установленное на голове его сына. В другом сказании есть упоминание о Геслере и шляпе, о конфликте с Теллем, но этот Телль мстил за себя, а не за свой народ.
Тем не менее с 1804 года, времени появления пьесы Шиллера, Теллю стали возводить памятники. И сегодня в Швейцарии можно совершить путешествие по легендарным местам, где Телль скрывался и нападал на ненавистных австрийцев. Правда, названия этих мест взяты из драмы Шиллера «Вильгельм Телль»…

История стрельбы из лука


Некоторые историки считают, что изобретение примитивного лука и стрел явилось для человечества не менее важным событием, чем впервые добытый огонь или изобретение колеса. Лук изменил пути и судьбы многих народов, и многие империи обязаны ему своим существованием в течение веков.
Люди стреляли из лука еще на заре цивилизации, сначала в целях охоты, затем во время войны, а теперь это занятие переросло в спорт.
Археологи утверждают, что некоторые племена неандертальцев пользовались луком сотни тысяч лет назад: изображение лучников можно видеть на рисунках, найденных в пещере недалеко от селения Альпера в Испании; в Африке были найдены каменные наконечники стрел, которым без малого 50000 лет. Из лука стреляли все племена и народы мира. Есть и такие моменты в нашей истории, когда судьба наций зависела от лучников. Конечно, таким величайшим наследием может похвастать не каждый Олимпийский вид спорта!
Самые первые луки, которые создал человек, были, скорее всего, короткими. Они использовались для охоты в лесах. Ими пользовались как американские индейцы, так и европейские и азиатские племена. Иногда луки изготовляли из целого рога горного барана (у некоторых индейцев Северной Америки), вытачивали из моржовых клыков, костей и твердых пород дерева, а позднее из стали. Многие жители тропических лесов делали луки из бамбука и других видов гибких, но прочных растений. Египтяне же впервые придумали композитные луки (из нескольких разных материалов), а также стали использовать в качестве тетивы не только растительные волокна, кожу, жилы, но и овечьи кишки. Египетские лучники ездили на колесницах по пустыням и имели великолепный глазомер, так как должны были попадать в воинов противника издалека.
Техника стрельбы из лука в различные времена и у разных народов также существенно различалась. Египтяне, персы, индусы, славяне, французы и германцы стреляли из лука, натягивая тетиву к правому уху, англичане иногда, наоборот, оттягивая дугу вперед, а римляне и греки тянули тетиву к груди.
Полководец Ганнибал во время захватнических войн впервые ввел в военные действия конных лучников (260 лет до н.э.). Китайцы изобрели арбалеты – луки, закрепленные на горизонтальной основе. Они использовались подобно пистолетам. Императоры и воины отлично владели искусством стрельбы из арбалетов, а первые упоминания о них относятся ко времени Терракотовой армии в Кси Ане. Армии Парфянских племен Ирана и Афганистана стреляли из луков, спасаясь бегством на конях. Оттуда даже пошла поговорка – Парфянская стрела, т.е. слово, приберегаемое напоследок.
Как бы то ни было, в истории оставили след многие армии, которые широко использовали войска лучников. В Венгрии Аттила-варвар смог с помощью войск, вооруженных композитными луками, завоевать обширные земли от Рейна до Каспийского моря. Самыми знаменитыми лучниками за историю человечества являются монголы. В 1208 году н.э. Чингисхан смог создать огромную империю, направив свои огромные войска на запад от равнин Монголии. Монголы были удивительными всадниками, они могли стоять в седле и стрелять из лука в любом направлении. В свои лучшие времена Монгольская империя простиралась от Австрии до Сирии, России, Вьетнама и Китая.
Японский народ развил стрельбу из лука по двум направлениям – Кьюдо и Ябусаме. Эти боевые искусства, являвшиеся скорее образом жизни, до сих популярны. Одна из самых известных книг о Дзен Буддизме “Дзен и искусство стрельбы из лука” была написана в 1930 году Евгением Херригелом. В ней он описал свой опыт в Кьюдо.
В 1066 гоу н.э. во время норманского завоевания Великобритании король Гарольд был убит стрелой Норманов прямо в глаз. Англосаксы тогда еще не использовали лучников в боевых действиях. Гораздо позднее английская армия добилась огромных успехов именно благодаря лучникам. Особенно отличились они в столетней войне с Францией.
Битва при Ажинкуре, запечатленная в пьесе Шекспира “Генрих V”, была довольна отчаянной. Тогда англичане отступали после мародерского набега на французские деревни, а войска лучников были заражены дизентирией (из-за этого многие воевали вообще без штанов). Армия Генриха попала в окружение французов еще до того, как успела отступить через реку Дьепп. Когда попытки переговоров не принесли успеха, войска были вынуждены перейти в бой, хотя численный перевес был на стороне французов. Погода была ужасной, ночью была гроза, а земля была затоплена. Утром армии схлестнулись в бою, и лучники армии Генриха смогли уничтожить огромное число французов, пока они добирались до позиций англичан по грязи. Хотя всадники были защищены броней, лучники смогли убивать лошадей, и французам пришлось идти по пояс в грязи. Под весом брони многие французы утонули. Пехота также сильно пострадала от стрел, но смогла добраться до англичан. Однако в грязи и неразберихе англичане смогли проложить себе дорогу к отступлению. К концу сражения франзуская армия понесла многотысячные потери, а англичане отделались несколькими сотнями убитых. Шекспир в своей пьесе патриотично противопоставляет 10000 убитых французов против 29 убитых англичан, но это, конечно, преувеличение. Но нужно отметить – лучники были не из Британии, а из Уэльса. После этой битвы зародился знак виктории – V, который лучники показывали друг другу.
Благодаря тогдашнему успеху лучников английская армия стала настолько верна этим войскам, что использовала их вплоть до середины 17 века, когда большинство войск уже были переведены на огнестрельное оружие. Но постепенно лук полностью исчез из армейского вооружения и его место заняли пистолеты и ружья, которые били точнее и наверняка. Но стрельба из лука не исчезла насовсем, а стала популярным видом спорта. Впервые в качестве Олимпийского вида спорта стрельба из лука была представлена в 1900 году на вторых Олимпийских Играх в Париже. Далее в 1904 на третьих в Лондоне и в 1920 на седьмых в Антверпене.
 Однако из-за отсутствия общепринятых правил этот вид спорта надолго покинул программу Игр. Наконец, в 1972 году в Мюнхене этот спорт вновь стал Олимпийским. Теперь соревнования входят как в программу летних Игр (индивидуальные соревнования среди мужчин и женщин, и командные соревнования среди мужчин и женщин), так и в программу зимних Игр (биатлон).
http://archerytrener.com.ua